Игровые технологии на уроке иностранного языка

   Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Согласно исследованиям социальных психологов (Д.Мид, Э.Берн), игра представляет собой модель социального взаимодействия, является средством усвоения ребёнком социальных установок, приобретения социальной компетентности. Широко известны труды философов, посвященные проблемам игры как феномену культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, И.Хейзинга). В частности, нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинг (1872 – 1945) сформулировал в своей работе «Человек играющий» игровую концепцию культуры. Он рассматривает игру как первооснову культуры, которая возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Игра – это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Игра – это не манера жить, а структурная основа человеческих действий.

   В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Дидактические вопросы инновационных технологий рассматривал в своей работе В.П.Беспалько. Классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр описаны О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко. Концепции игры как феномена культуры учащихся и их игрового поведения в коллективе Большое значение придавал С.А.Шмаков. В настоящее время внимание учителей всё более обращено на нетрадиционные методики в обучении, в том числе игровые. Сформулированы новые задачи образования, которые требуют реализации личностно-ориентированного обучения, поиска соответствующего содержания и технологий. Новое содержание предусматривает альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, допускает неоднозначные этические оценки личности и исторических событий. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается. Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся. Немаловажную роль здесь можно отвести играм. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
* в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
* как элемент более общей технологии;
* в качестве урока или его части (введение, контроль);
* как технология внеклассной работы.

   Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

   Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
* дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
* учебная деятельность подчиняется правилам игры;
* учебный материал используется в. качестве ее средства;
* в учебную деятельность вводится элемент соревнования. За счет этого дидактическая задача переводится в игровую;
* успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

   Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. В начале 1990-х годов С.А.Шмаков, один из ведущих специалистов в области игры , создал свою книгу “Игры учащихся – феномен культуры” (М., 1994г.)

   По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции: • Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. • Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны». • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта. • Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций. • Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя. • Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» • Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. • Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

   Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
* свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
* творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
* эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
* наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
* логическую и временную последовательность ее развития.

   Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний
По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.
По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.

   В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 7 по 11 класс сложность игр нарастает.

   Критерии игр. 1.Игра должна быть рассчитана на один урок.
2.Игар не должна быть сложной для понимания их правил.
3.Игра не должна морально устаревать.
4.Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
5.Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

   Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.

   В игровой технологии применим термин “дидактическая игра”. Сам термин “дидактические игры” впервые ввели Ф.Фребель и М.Монтессори.
Требования к проведению дидактических игр.
1.Соответствие темы игры теме и цели урока
2.Четкость и определенность цели и направленности игры.
3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
4.Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
5.Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
6.Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
7.Стимулирующий характер игры.
8.Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
9.Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
10.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
11.Благоприятный психологический климат отношений
12.Простор для личной активности и творчества.
13.Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

   На уроках иностранного языка игровые технологии занимают очень большое место. По мнению методиста Разумихиной Г.П., игру полезно проводить тогда, когда лексический и грамматический материал отработан и его нужно автоматизировать, вывести в речь. В процессе игры ребенок мобилизует, актуализирует свои знания и тренирует свои компетенции, используя их в деятельности, от которой получает удовольствие.

   Результативность игры обычно напрямую связана с любовью детей в любом возрасте соревноваться. Поэтому наибольший эффект достигается именно в процессе разного рода игр-соревнований, игр-конкурсов, или игр, в которых обязательно присутствуют хотя бы элементы соревнования и соперничества. Такие игры являются действенным средством повышения эффективности урока.

   Игры для начинающих Больше всего любят играть ребята младших классов. Самые любимые игры, в которые мы играем с ребятами, – это разного рода «Угадай – ки».

   Игра № 1 «Угадай имя». Игра для второклассников, которые выучили свои имена по-французски. Первым всегда загадывает имя учитель. Тот, кто угадал первым, выходит к доске и загадывает имя в свою очередь. Второй ученик также выходит к доске и загадывает имя. Третий угадавший выходит за дверь, а имя загадывают все учащиеся вместе с учителем. Затем ученик заходит в класс и пытается угадать имя “C’est Claire?”. Группа хором отвечает “Non, ce n’est pas Claire” или “Oui, c’est Claire”.

   Игра № 2. «Угадай слово». Игра для второклассников и третьеклассников. Игра идет по тому же принципу, что и игра № 1, только на этот раз загадываются слова по определенной теме урока «Одежда», «Цвета», «Дом» и т.д.

   Игра № 3. « Угадай цифру». Игра для второклассников и третьеклассников. На доске находится таблица с цифрами от 1 до 100. Цифры загадываются по рядам: от 1 до 10, от 11 до 20 и т.д.

   Игра № 4. «Найди слова» Игра для 3 – 4 классов. Эта игра помогает учащимся научиться работать со словарем, когда они начинают делать свои первые переводы. Ведущий вытаскивает любую букву французского алфавита, а учащиеся должны за определенный отрезок времени найти как можно больше слов на эту букву: это могу быть существительные женского или мужского рода, прилагательные или глаголы. Выигрывает тот, кто за данное время найдет больше нужных слов.

   Игра № 5. «Переведи слово» Это также игра для обучения переводу. На экран выводятся заранее приготовленные слова. Ребята должны быстро найти в словаре перевод этих слов. Первые 3 учащихся, правильно и быстро нашедшие слова, получают оценку «5».

   Игра № 6 «Назови соседа» Доставая из коробки букву, учащийся должен назвать ее соседей. Если буква названа верно, она остается у ученика. Выигрывает тот, кто наберет большее количество букв.

   Игра № 7 «Назови цвет» Ребята отвечают на вопрос ведущего «Qu’est-ce qui est jaune?». Нужно назвать наибольшее число предметов.

   Игра № 8 «Номер телефона» Ребята по очереди достают из коробки карточку с номером телефона и по- французски называют его. Игр такого типа можно назвать много. Игры на более продвинутой ступени:

   Игра № 1 «Игрушки»

   Ученик вытаскивает из мешка картинку или игрушку и должен ее озвучить. «Je suis l’Ours. Je m’appelle Michel. J’aime les bonbons. Avec Andre j’apprends le francais. J’aime les chansons. Je chante Frere Jacques. Выигрвает тот, кто скажет больше предложений.

   Игра № 2 «Представление».

   Учитель дает ученикам план и просит написать ответы. Затем эти листочки перемешиваются, и ребята должны угадать, о ком идет речь.
Примерный план
1. Un pays que j’aimerais visiter.
2. Le dernier livre que j’ai lu.
3. Ma chanson favorite/mon chanteur favori.
4. Mon lieu de vacances favori.
5. Ce que j’aime faire.
6. Mon plat prefere.
7. Mon film prefere.
8. Ce que je deteste.
9. Une personne que j’admire.
10. Quelque chose que j’aimerais faire.

   Игра № 3 «Найди двойника» Участникам раздают картинки с простыми сюжетами. Задание: каждый участник описывает свою картинку, чтобы найти того, у кого похожая картинка. Игры для среднего и старшего возраста

   Игра № 1 «Домино» Для игры надо приготовить серию фраз в Conditionnel, разрезать их и раздать участникам. Их задача найти нужные половинки, восстановив предложение.

   Игра № 2 « Диалогическая головоломка» Для игры надо заготовить диалоги для двух команд. Текст разрезается на реплики. Набор реплик получает каждая команда. Выигрывает та группа, участники которой быстрее смогли «собрать» свой диалог. (Выразительно и без ошибок его прочитать, или разыграть).

   Игра № 4 «Дополни историю» Выбирается пройденная тема. Каждый участник говорит одно предложение по теме. Выигрывает тот, за кем будет последняя фраза. Обязательное условие игры – соблюдение логичности и последовательности.

   Игра № 5 «Найди лжеца» Три игрока рассказывают каждый свою историю. Один из них лжет. Группа должна его обнаружить.

   Игра № 6 « Мешок с сюрпризом» Участники достают из мешка открытки с достопримечательностями Парижа, Москвы, других городов; портретами писателей, ученых или репродукциями картин. Побеждает тот, кто скажет больше фраз по доставшейся ему теме. Эта игра очень подходит для проведения в игровой форме итогового урока по определенной теме. В процессе обучения иностранному языку большую роль играют ролевые игры. Эти игры имеют много методических достоинств:

   1. Активизируют стремление ребят к контакту друг с другом, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником

   2. Дают возможность неуверенным в себе ученикам говорить и тем самым преодолеть барьер неуверенности

   3. Помогают овладеть такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласить с его мнением или опровергнуть его.

   4. Мотивируют процесс обучения

   5. Содействуют развитию самостоятельности, инициативности, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью

   6. Позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, способствуют реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре обучения находится ученик с его потребностями и интересами.

   Формы проведения ролевых игр:
1. Презентация
2. Посещение музея, выставки
3. Интервью
4. Заочное путешествие
5. Пресс-конференция
6. Круглый стол
7. Телемост
8. Экскурсия
9. Сказка
10. Репортаж
11. Клуб по интересам

   Достоинством любой игры на уроке является то, что во время игры ребята продолжают свое обучение иностранному языку. Они учатся считать, запоминать слова, имена, учатся переводить, причем в процессе игры материал запоминается намного быстрее и прочнее. Игровые мотивы и организация игр Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

   1. Мотивы общения:
* Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре. учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
* При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
* Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

   2. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

   3. Познавательные мотивы:
* Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
* В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
* Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
* Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное
поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
* Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
* В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
* В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

   Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: игровые технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, делая процесс обучения и воспитания более эффективным, результативным, насыщенным. При этом воплощается в жизнь принцип активности ребенка, который в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике, при котором достигается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Литература:

   1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий М., 1989.

   2. Разумихина Г.П. Методика организации современного урока французского языка: учение с увлечением. М. Первое сентября, 2009

   3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

   4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры М.. Новая школа 1994.

   5. Эльконин Д.Б. Технология игры.

10.    Эльконин Д.Б., ЗанковЛВ. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.