Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

   Шаталов Виктор Федорович – народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.

Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН(знания – умения – навыки).
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + «репетитор».
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.
Целевые ориентации
¦Формирование знаний, умений, навыков.
¦Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.
¦Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).
Принципы
– многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
– личностно-ориентированный подход;
– гуманизм (все дети талантливы);
– ученье без принуждения;
– бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
– соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания
• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.

   Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).

   Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.

   Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными.
Основные принципы составления опорного конспекта:
· Лаконичность (300–400 печатных знаков).
· Структурность (4–5 связок, логических блоков).
· Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
· Унификация печатных знаков.
· Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
· Ассоциативность.
· Доступность воспроизведению.
· Цветовая наглядность и образность.
Особенности методики

   Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

   Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) – наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

   1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату – опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими кон спектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

   2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей. Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование – декодирование); запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

   3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы – громкий опрос.

   4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.

   5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).

   Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

   Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

   Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации

   Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решение задач по выбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.

   Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
– каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
– возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
– формируются ответственность, честность, товарищество.

   В своей работе я регулярно использую элементы технологии Шаталова В.Ф. . Особенно я практикую это при работе с грамматикой, чтением и говорением. Объясняя учащимся новый грамматический материал, я ввожу его крупным блоком, а затем мы начинаем отрабатывать данный материал. Например, при работе с темой Imparfait de l’Indicatif, я объясняю сразу образование этого времени для глаголов всех трех групп, а потом происходит отработка этого материала по группам. Когда материал по группам отработан, проходит самостоятельная работа по этой теме по всем трем группам. Для облегчения запоминания и правильного спряжения я предлагаю вниманию учащихся следующую памятку (хочу отметить, что в работе мы используем грамматический словарь, в котором есть список неправильных глаголов и образцы спряжения неправильных глаголов). Итак, памятка по работе с Imparfait de l’Indicatif

   1. Определи группу глагола.

   2. Если это глагол 1 группы, основа глагола будет без окончания er.

   3. Если это глагол с окончанием ir, надо проверить его наличие в списке неправильных глаголов: если он там есть – это 3 группа, если нет – это 2 группа. У глаголов 2 группы основу можно найти по упрощенной схеме: finir-r+ss=finiss

   4. Если у глагола окончания re, oir, er (только aller), ir (при условии нахождения данного глагола в списке неправильных глаголов), это глагол 3 группы. Находим в списке неправильных глаголов номер этого глагола, далее в таблице спряжения неправильных глаголов находим Present de l’Indicatif этого глагола и от формы глагола 1 лица множественного числа берем основу для Imparfait de l’Indicatif.

   Далее остается только добавить окончания, которые у Imparfait de l’Indicatif одинаковые для всех трех групп. Путем многократного повторения данного упражнения у ребят постепенно вырабатывается навык построения данного времени.

   Таким же образом идет работа по тренировке употребления других времен. Взять, например, Passe compose.. При работе над этим временем я использую свою терминологию. Так, образец спряжения переходных глаголов я называю «Образец спряжения № 1», образец спряжения 15 непереходных глаголов – «Образец спряжения № 2» (эти глаголы мы записываем с ребятами в грамматическую тетрадь), а образец спряжения местоименных глаголов я назвала «Образец спряжения № 3». Таким образом, схема выбора номера образца спряжения представляет собой своего рода алгоритм. Если ученик видит у глагола местоимение se – ему сразу ясно, что этот глагол надо спрягать по «Образцу спряжения № 3». Если у глагола нет местоимения se, надо проверить наличие этого глагола в таблице 15 глаголов: если он там есть – его надо спрягать по «Образцу спряжения № 2», если нет – по «Образцу спряжения № 1».

   Подобные памятки у меня разработаны по каждой грамматической теме. Очень подробная памятка есть, например, по теме «Как задать вопрос?». Работая по этой памятке, учащиеся могут легко построить вопрос любой сложности, что потом значительно облегчает процесс создания диалогов и беседы по текстам и темам.

   Для работы с грамматикой мною была создана памятка по спряжению французских глаголов (прилагается). Эта памятка представляет собой лист А4 , на одной стороне которого расположены основные простые глагольные времена, а на обратной стороне находятся образцы спряжения глаголов в сложных временах. Эта памятка незаменима при работе с грамматикой. Но особую ценность она представляет при работе с домашним чтением. Работе с этой памяткой я начинаю учить ребят, когда мы начинаем переводить тексты, в которых встречаются глаголы 3 группы, которые ребятам незнакомы. Благодаря этой памятке ребята постепенно учатся определять время глагола, группу глагола и находить начальную группу любого глагола, что помогает перевести любой текст. Ребята очень любят такой вид работы. Я провожу это в виде грамматической «охоты на оборотня», и они увлеченно пытаются найти истинное лицо этого «оборотня» (то есть начальную форму глагола). Часто мы проводим такие «охоты» в виде соревнования нескольких команд, что вызывает огромный интерес учащихся, ведь каждая команда пытается первой вычислить своего «оборотня». Таким образом, подтверждается на практике тезис В.Ф. Шаталова о том, что важнейшим компонентом технологии интенсивного обучения является спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Шаталов справедливо утверждал, что “слишком рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития”.

   Очень удачно, на мой взгляд, идет использование опорного конспекта-схемы по Шаталову при обучении учащихся монологической речи. Когда ребята получают задание составить первое в своей жизни монологическое высказывание в качестве домашнего задания, я предлагаю им облегчить запоминание темы путем создания опорного конспекта-схемы. Я объясняю условия создания схемы, привожу примеры того, как можно зашифровать то или иное слово. Данный вид работы всегда вызывает большой интерес у учащихся, ведь они все любят рисовать, а в данном случае их рисунок принесет им еще и пользу: облегчит процесс запоминания темы. А если еще и объявить конкурс на лучшую схему с последующим подведением итогов конкурса, с вывешиванием молнии с результатами, то энтузиазм ребят значительно возрастает. Например, в 6 классе, когда ребята должны были сделать сообщение по теме «Ma journee sportive a l’ecole», я предложила им проиллюстрировать их сообщения по этой теме опорными схемами и добавила, что будет объявлен конкурс на лучшую схему. Ребята с энтузиазмом восприняли это мое предложение и активно включились в работу. Схемы у них получились самые разные: рисованные, сделанные в виде компьютерной презентации, смешанные (рисунок + презентация). Итоги конкурса подводились путем открытого голосования, сразу же выпустили молнию. В результате, когда ребята делали свои сообщения с опорой на свои схемы, их ответы были очень уверенные и успешные, а, следовательно, результативность урока быка высокая.

   В заключение можно сказать что благодаря технологии интенсификации процесса обучения Шаталова В.Ф.Мотивация становится доступным решение одной из сложнейших задач, над которой бьется не одно поколение учителей, – развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться.

   Образовательная модель В.Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость.

   О воспроизводимости и жизнеспособности данной технологии обучения свидетельствует опыт многих педагогов, использующих ее в преподавании самых разных предметов: не только физики и математики, но и химии, и русского языка, истории и даже музыки и мировой художественной культуры.

   Что касается такого критерия, как эффективность, можно сослаться на мнение специалистов, работавших с использованием данной технологии обучения.

   «Шаталов, можно сказать, открыл совершенно новый для школы вид умственной работы.

   Это работа по закодированию и раскодированию. Она развивает ум ученика точно так же, как и поиск своего ответа на вопрос, но с той разницей, что самостоятельное мышление доступно поначалу не каждому, а работа с кодом – это мини-мини-задача. Она под силу даже очень слабым ученикам». С. Соловейчик.

   «Те, кому посчастливилось наблюдать работу учителя В. Шаталова, с восторгом рассказывали, что их поражала насыщенность урока и та легкость, с какой дети с ней справились. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее решил, тот и ответил. Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущения напряженности, “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только перед учителем, но и перед любыми поставленными задачами». В. Кольченко.

   «Методическая система донецкого педагога В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях». М. Скаткин.

   «Шаталов чувствует психологию несильного ученика, который постоянно боится, что ничего не поймет, и оттого действительно не понимает. Каждым своим шагом Шаталов снимает страх перед трудным материалом. Вся его методика – это методика преодоления страха». С. Соловейчик. Литература

   1. Педагогический поиск. / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987.

   2. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. – М.: МГУ, 1988. .

   3. Селевко Г.К. Альбом схем по курсу физики. – Омск, 1986.

   4. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987.

   5. Шаталов В.Ф., Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1980.

   6. Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989

   7. Шаталов В.Ф. Опорные сигналы в физике. 6 класс, 7 класс. – Киев, 1979.

   8. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика, 1980.

   9. Интернет – ресурс (ОСВIТА.UА; Referat.ru)