Технология КСО (Коллективный способ обучения Дьяченко В.К.)

   Проблемы коллективного воспитания и обучения всегда стояли в центре многих психолого-педагогических исследований, опирающихся на широкую фолософско-методологическую базу (А.А.Брудный, Л.П.Буева, В.Г.Иванов, Н.И.Лапин, А.Д.Шиханцов и др.). Вопросы коллективного общения индивидов, и в частности детей, раскрываются в работах таких психологов, как А.Г.Асмолов, В.М.Бехтерев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Б.Ф.Ломов, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, A.В.Петровский, М.М.Рубинштейн, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Уманский, Г.А.Цукерман. Изучением педагогических проблем взаимоотношений в детском коллективе занимались отечественные педагоги П.П.Блонский, К.Н.Венцель, П.Ф.Каптерев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, АЛ.Пинкевич, Н.И.Пирогов, Н.П.Сорока-Россинский, С.Т.Шацкий. Корни движения КСО с полным основанием следует искать в деятельности А.Г.Ривина (Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) -русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава). Именно энтузиазму А.Г.Ривина обязано своим рождение КСО в далёком восемнадцатом году. Он пытался организовать учебный процесс так, когда «организованное переменное диалогическое личное общение, поводом к которому служит совместная работа над озаглавливанием отдельных отрывков из шедевров научной и художественной мысли (с обсуждением и редактированием заголовка), равно как и совместное решение сложной задачи или комментирование её готового решения, «улыбчиво чревато» для участвующей в ней личности несметным количеством ощущений и впечатлений. (А.Г.Ривин)

   Однако именно В.К.Дьяченко (Дьяченко Виталий Кузьмич – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО)) удалось прорваться через эмпирическое восприятие находки Ривина, увидеть сущностные стороны его педагогического изобретения и в итоге заложить основы учения об обучении, основы современной дидактики. Результаты научно-исследовательской деятельности В.К.Дьяченко легли в основу специально организованных работ физического факультета Красноярского университета в 1983-1984 учебном году. Обобщая опыт использования механизма диалогового общения в учебном процессе, В.К.Дьяченко создал теорию Коллективного Способа Обучения (КСО). По сути, он предложил альтернативную общую теорию дидактики, которую постарался выстроить логически последовательно. Краеугольным камнем её стало определение обучения как вида общения: «Обучение — это специальным образом организованный процесс общения, в котором каждое поколение получает, усваивает и передаёт свой опыт общественно-исторической и практической деятельности».

   В соответствии с этим В.К.Дьяченко ввёл принцип того, что «общие формы организации обучения» должны быть аналогичны основным формам общения людей. Таких форм он выделил четыре: 1) опосредованное — один человек без непосредственного контакта с другим; 2) общение в паре; 3) три человека и больше — общение в малой или большой группе; 4) общение в парах сменного состава.

   В соответствии с этим он и предложил рассматривать индивидуально-обособленную, индивидуальную, групповую и коллективную (т.е. в парах сменного состава) организационные формы учебного процесса. Каждая форма предусматривает специальную подготовку учебного материала и способы передачи его учащимся, особые виды их деятельности при усвоении знаний, предъявляет свои требования к расписанию, к учебным помещениям, к навыкам и умениям учителя. Причём для полноценного образования В.К.Дьяченко подчёркивал необходимость использования всех четырёх форм — в том числе обязательно и коллективной формы обучения (т.е. общения в парах сменного состава). В школе, по его мнению, такая форма должна занимать столь же заметное место, как и в жизни. Выводы из своей теории он изложил в целом ряде обстоятельных книг. По мнению Дьяченко, Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

   Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

   А.Г.Ривин и В.К.Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает по очереди то учеником, то учителем Концептуальные положения КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар. В системе КСО выделяются следующие принципы:

   1. Принцип завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты, суть которого заключается в том, что обучение ученика считается завершённым только в том случае, если обучаемый может обучать других, т.е. становится обучающим.

   2. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу. Чтобы добиться завершённости обучения по каждому конкретному вопросу, по каждой изучаемой теме, необходимо здесь же безотлагательно после получения информации передавать эту информацию другому. Учиться и обучать других по каждой конкретной теме необходимо столько раз, сколько требуется для овладения темой в совершенстве, затем переходить к изучению следующей темы и т.д.

   3. Принцип сотрудничества и взаимопомощи между учениками, который вытекает из необходимости каждого ставить в положение обучающего, когда каждый, обучая других, сотрудничая с ними, добивается овладения каждой изучаемой темой, а также учебным предметом в целом. При этом каждый получает возможность достигать высших результатов в своей работе и оказывает помощь другим, чтобы другие достигали того же и даже большего, так как чем выше развитие коллектива, выше уровень знаний, тем значительнее успехи в развитии каждого.

   4. Принцип разнообразия тем и заданий (разделения труда), который конкретизируется как принцип разнообразия тем и заданий. Всеобщее сотрудничество всех со всеми возможно только тогда, когда члены образовательного коллектива одновременно работают не над одной темой, а над разными темами. Если же все члены образовательного коллектива прорабатывают одну и ту же тему, то в таком случае они изучают её по разным источникам, либо у каждого из них разные знания или разные части этой темы.

   5. Принцип разновозрастности и разноуровневости состава участников образовательного коллектива. Разделение труда, разнообразие тем, организация всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи приводят к разным индивидуальным темпам изучения программного материала; различие в темпах может быть очень значительным, и в конечном счёте составы образовательных коллективов становятся разновозрастными и разноуровневыми. Разновозрастность и разноуровневость – естественное следствие, но переход от ГСО к КСО требует сознательного введения разновозрастности. Так, педагоги, руководители привлекают к работе с учащимися всех, кто может быть в этом полезен: старшеклассников, родителей, шефов, представителей общественности.

   6. Принцип обучения по способностям или индивидуализации обучения на коллективной и самостоятельной основе. Так как каждый участник образовательного коллектива продвигается в овладении науками, языками и т.д. своим индивидуальным темпом, достигая высших результатов, и оказывает другим помощь в том, чтобы их продвижение в науках, в овладении языком также было наиболее интенсивным, но таким образом каждый получает возможность и приучается работать полноценно в соответствии со своими способностями.

   7. Принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий. Чтобы каждое полученное знание тут же безотлагательно передавалось другим, чтобы, обучая других, овладевать изучаемым материалом в совершенстве, каждый становится не от случая к случаю, не иногда, а всегда, всё время, на протяжении всего обучения в школе и в высшем учебном заведении учителем и воспитателем. Обучать и воспитывать других для каждого школьника и студента становится их главной общественной и личной целью, их главной функцией. Каждый учится уже не потому, что то, что он изучает, нужно только ему, что оно ему когда-то пригодится, а потому, что всё, что он изучает, нужно другим людям, нужно коллективу, в котором он работает и который его обучает и воспитывает, нужно в конечном счёте всему обществу. Создаётся новая установка в деятельности школьников.

   Система КСО может быть применена при обучении самым разным предметам. На мой взгляд, она очень полезна и актуальна при обучении ребенка иностранному языку. Актуальность КСО напрямую связана с задачами и целями обучения иностранному языку. Как известно, задача учителя на раннем этапе обучения иностранному языку – не только сформировать умения и навыки учащихся во всех видах речевой деятельности, но и развивать самостоятельность, расширить кругозор, воспитать интерес к предмету. Как сделать этот процесс интересным и творческим, как создать атмосферу увлеченности и снять усталость у детей? Ответ на все эти вопросы – организация коллективных занятий. Как и другие учителя, я использую в своей работе следующие элементы технологии КСО:

   * методика коррекции произношения (взаимная передача тем, выполнение фонетических упражнений, методика разучивания стихотворений, группы и пары взаимопомощи)

   * методика работы над лексикой (методика закрепления лексики, методика работы с числительными, методика проведения диктантов)

   * методика работы над грамматикой (взаимообмен заданиями, взаимообъяснение, методика технологических табличек)

   * обучение диалогической и монологической речи (методика пар и групп по взаимному желанию и по предложению учителя, например, при проведении круглых столов, создании диалогов и монологов)

   * работа с домашним чтением (взаимообмен переведенными частями и лексикой к текстам) Работа по данной технологии позволяет сделать следующие выводы:

   * КСО вовлекает в учебный процесс одновременно всех членов группы;

   * использование КСО в несколько раз увеличивает речевую практику уч-ся;

   * создаётся благоприятный микроклимат, ситуация успеха для каждого;

   * взаимоотношения между всеми участниками учебного процесса становятся более дружелюбными;

   * совершенствуются общеучебные умения и навыки.

   В качестве примера могу рассказать об использовании КСО при работе с темой «Защита природы» в 8-ом классе. Для заключительного урока по этой теме мы решили с учащимся придумать что-нибудь интересное. Они разбились на группы по интересам и стали думать, в каком виде можно провести этот урок. Группы постоянно контактировали между собой. В результате было решено провести что-то вроде заседания круглого стола по теме урока. Но ребята решили, что о проблемах экологии они будут говорить, используя не только общеизвестные факты, но и будут использовать местный материал. Наш город Клин – индустриальный город, а, следовательно, общие экологические проблемы не обошли и нас. А, если добавить, что через Клин проходят Ленинградское и Волоколамское шоссе, интерес ребят к этой теме понятен. На добровольных началах ребята поделились на три группы, каждая выбрала себе тему, например, экологическая ситуация с клинскими лесами, реками, атмосферой, и началась работа. Ребята провели большую исследовательскую работу по экологии города и района, сделали огромное количество фотографий (к этой работе даже подключились родители). Далее, работая по-прежнему в своих мини-коллективах, они обобщили собранный материал, сделали отбор фотографий для своих презентаций, совместно написали свои мини-доклады по экологии родного города, выдвинули ребят, которые должны были представить на суд зрителей эти сообщения. В ходе урока каждая группа активно участвовала в обсуждении как своих, так и «чужих» докладов. Ребята работали очень заинтересованно, увлеченно.

   * Таким образом, был соблюден основной принцип КСО, согласно которому (по Дьяченко В.К.), коллективный способ обучения – это такая форма обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого, выступая по очереди то учеником, то учителем. Литература

   ** Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко, М. Педагогика 1989

   ** Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе: / Дьяченко В. К.; Новокузнеций институтт повышения квалификации, Новокузнецк Изд-во ИПК 1996

   ** Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы : Книга для учителя / В. К. Дьяченко, М. Просвещение 1991

   ** Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучении : дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. Дьяченко, В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001.

   ** Дьяченко, В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. – Красноярск: КК ИПК РО, 1998.