Технология индивидуализации процесса обучения

Границкая работа по АСО

 (Адаптивная система обучения Границкой А.С.)

    Основной целью обучения французскому языку в школе являются формирование иноязычной коммуникативности, то есть способности и реальной готовности учащихся осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а так же развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

     Ученики должны овладеть различными языковыми средствами: лексикой, грамматикой, фонетикой. Это основные задачи в обучении иностранному языку. В своей работе я пользуюсь программами и методиками, рекомендованными Министерством образования Российской Федерации. С 1985 года я использую в своей работе методику индивидуализации процесса обучения Границкой  Антонины Степановны «Адаптивная система обучения». Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать возможности, как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока.

Среди них автор технологи выделяет следующие:

  • при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;

  • при проверке тетрадей – большая трата времени, а ученика интересует оценка;

  • безделье ученика на уроке, притворяется, что слушает, привычка ко лжи;

  • регулярная самостоятельная работа на уроке не проводится;

  • низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;

  • плохая обратная связь;

  • сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;

  • нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;

  • дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;

  • эффективность индивидуальной работы сводится на нет;

  • психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить ученика в сложное положение, вызывающее падение веры в свои собственные силы;

  • нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливается перегрузка ученика, а если он с ослабленным здоровьем?);

  • ежедневные перегрузки учителя;

  • не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок;

  • ориентация на среднего ученика, а как быть с сильными и слабыми учащимися?

   Решить эти проблемы, по мнению Границкой А.С., как раз и должна индивидуализация процесса обучения.

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.

   Цель технологии Границкой А.А. заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности. Нужно развивать и совершенствовать умения ученика работать самостоятельно, добывать знания самому и на этой основе формировать интеллект школьника, то есть необходимо адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащегося.

   Основная сущность технологии индивидуализации процесса обучения заключается в одновременной работе учителя по следующим направлениям:

  • управление самостоятельной работой всех учащихся;

  • работа с отдельными учащимися индивидуально;

  • осуществление учета  и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • максимальное включение всех в индивидуальную самостоятельную работу.

   В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс. Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени урока (5-7 минут). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием к особенностям его выполнения  и просит его выполнить в классе. Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания.

   Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками. Схематически это выглядит следующим образом:

  • учитель обучает всех учащихся;

  • учитель работает индивидуально;

  • учащиеся работают самостоятельно.

   В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения. Высокие результаты школьников надо оценить вслух с целью формирования у учеников веры в свои силы и возможности.

   На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся надо приготовить многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельно выбирать задание.

   Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.

   Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах:

  • совместно с учителем;

  • индивидуально;

  • самостоятельно под руководством учителя.

   На втором этапе организуется  взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время урока, а это огромная помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями или слушают ответы друг друга. У них есть четкие инструкции по проверке, учету ошибок и т.п. Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, за счет этого достигается надежность системы взаимоконтроля.

   В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной  работы организуется работа в парах. Пары могут быть следующего рода:

  • статические (ученики сидят за одной партой);

  • динамические (группа учеников, сидящих за соседними партами);

  • вариационные (ученики работают то с одним, то с другим учеником).

   Благодаря этому обеспечивается разнообразие видов работ. Ученики имеют больше возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При такой организации урочной работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также сам активно включается в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

   При применении адаптивной технологии обучения самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с их индивидуальной работой. Таким образом, индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения самим добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.

   Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах:

  • первый вариант – учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель обходит всех учащихся класса (оказывает помощь, советует, объясняет, отмечает успехи);

  • второй вариант – проводится включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.

   Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее обозрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

   Третий этап технологии индивидуализации обучения предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических работ) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания  с нарастающей степенью сложности, рассчитанные на определенный период времени. Каждый учащийся вправе выбирать задания, двигаясь от легких к сложным заданиям.

   Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.

  Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольные программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).

Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее  проявления или по ее результатам.

   В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

   Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.

   АСО полностью решает проблему поурочного контроля, позволяет на каждом уроке проверить всё, что задано. Для этого группу учащихся на первых уроках нового учебного года я делю на четверки. Это требует некоторого времени, так как все члены четверки должны быть психологически совместимы. В каждой четверке выбираю лидера, который будет выполнять роль «учителя». Дальше процесс опроса выглядит следующим образом: опрашиваю у доски лидеров четверок, а затем идёт опрос внутри четверок:

                                            (  Л   – лидер или консультант)

                     Л

   Далее учу ребят, как проводить опрос и знакомлю с критериями оценок. Это требует времени и терпения. Возьмем, например, обучение технике чтения. На первом году обучения это является, пожалуй, одним из основных компонентов обучения. Опыт показывает, что если ученик быстро и правильно читает, он и переводит, и говорит, то и понимать на слух будет лучше. Первый урок чтения (когда учащиеся после ознакомления со всеми буквами алфавита должны впервые прочитать целую страницу слов) представляет для детей определенную сложность. Одним из принципов моей системы является снятие сложностей для учащихся в процессе обучения и обеспечение доступности учебного материала для каждого ребенка. На первый урок чтения я приглашаю к каждому пятикласснику «учителя» – старшеклассника, уже обладающего навыками учить других. В течение целого урока старшеклассник обучает своего «ученика» – пятиклассника навыкам чтения, работе со словарной тетрадью, навыкам перевода. Этот урок дает огромную экономию времени, одному учителю на это понадобилось бы, по меньшей мере, 4-6 уроков. На следующих уроках приступаю к обучению пятиклассников опросу и обучению друг друга. Объясняя задание на дом, даю образец чтения текст на «4», указываю также норму чтения на «3» и на «5». Называю количество ошибок, допущенных при чтении на «3», «4» и «5». Делаю это, с одной стороны, для того, чтобы, готовясь дома, учащиеся знали, на какую отметку они могут рассчитывать, а с другой стороны, чтобы проверяющие знали, какую отметку поставить тем, кто будет читать им. Пятиклассники постепенно запоминают нормы контроля, и тем самым снимается постоянный вопрос: «А сколько надо прочитать на «5»?».

   Постепенно учащиеся учатся оценивать правильность чтения. Поначалу приходится выслушивать долгие объяснения проверяющих о том, какие ошибки сделал его сосед. Это отнимает много времени и терпения, но ребят надо научить видеть и исправлять ошибки. Когда эта цель достигнута, я предлагаю ребятам загибать пальчики, а потом называть мне только количество ошибок. В дальнейшем проверка техники чтения идет быстро, учащиеся, зная, что их спросят на каждом уроке, регулярно готовятся, что, естественно, дает результаты, а высвобождающееся время используется для отработки другого учебного материала. В конце пятого класса применяю проверку техники чтения по вариантам: сначала все учащиеся I-его варианта читают своим соседям, а потом наоборот. На I вариант надо посадить учащихся посильнее.

   Проблем с организацией проверки техники чтения учащимися не бывает, ведь проверяющий имеет перед собой текст, по которому он и проверяет соседа.

    Проблема возникла, когда надо было доверить учащимся опрос рассказов, сообщений и т.д. Как же сделать так, чтобы проверка была полноценной? Выход напрашивался сам собой: надо было дать учащимся в руки текст, по которому они смогли бы проверить друг друга. Но в первую очередь этот текст должен был облегчить учащимся выполнение домашнего задания. Многолетние наблюдения показывают, что практически все учащиеся готовы выучить, если знают, что и как. Известно также, что многие ребята пишут свои сообщения на листочках, делая огромное количество ошибок, а часто ещё и русскими буквами. Такие опусы часто попадались мне в руки. Так вот, чтобы покончить с этим, я решила учить учащихся писать их сообщения организованно. Понятно, что это требовало целенаправленной отработки. Я добилась, чтобы учащиеся писали свои сообщения осознанно, по всем правилам грамматики и под моим контролем. Доработка грамматики начинается с 5-го класса и проводится в доступной форме. Словарная тетрадь учащихся превращается для них в своего рода грамматический справочник, в котором вся грамматика французского языка изложена очень доступно словами учителя.

   В процессе обучения ученики приучаются пользоваться своей словарной тетрадью в случае необходимости. Доступность грамматического материала достигается различными способами. Например, при изучении вспомогательных глаголов avoir и efre  в 5-ом классе провожу музыкальный конкурс. Ребята получают задание на дом: придумать к «словам» этих 2-х глаголов свои мелодии, советую при этом взять мелодии популярных песен.

   Конкурс проходит очень весело, а самые удачные находки используются потом до конца обучения в качестве визитных карточек этих двух глаголов. Наиболее удачными находками являются исполнение глагола avoir на мотив «Ламбады» или «Морячки», а глагола efre на мотив «В лесу родилась ёлочка».

   Но чаще всего грамматический материал объясняется «математическим» способом. Тема разбивается на небольшие части, с целью закрепления проводится серия самостоятельных работ. Разрешается учащимся пользоваться словарной тетрадью, затем проводится контрольная работа. Словарной тетрадью могут пользоваться те ученики, которые успевают удовлетворительно. При отработке грамматического материала, при обучении написания сообщений, обучении переводу использую методический прием «Управляемая самостоятельная работа». Объяснив новый материал, даю в качестве образца один – два предложения, далее предлагаю учащимся продолжить работу самостоятельно. В процессе самостоятельной работы осуществляю контроль, в ходе которого выявляю допущенные ошибки, а потом вместе с ребятами  исправляем их.

    Обучение учащихся французскому языку по данной системе позволяет мне создать атмосферу сотворчества. Постепенно консультанты сами быстро выполняют все задания, ведут за собой свою группу, объясняя и помогая им по мере необходимости. Так я учу ребят учиться и овладевать знаниями и умениями французского языка. Ребята уверены в своих силах, стремятся улучшить свои результаты. Многие учащиеся выбирают на итоговую аттестацию французский язык и сдают его успешно.

   Работа по этой системе дает хорошие результаты: качество знаний 90-95%. На олимпиадах разного уровня занимают призовые места. Выпускники успешно поступают в ВУЗы. Ценность применения адаптивной системы обучения Границкой А.С. в том, что  в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Литература

1. Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. – 1996. – №2.

3.    Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1977.

4.     Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

5.     Границкая А.С.  Научись думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. – М.: Просвещение, 1991

6.    Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989.

7.     Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / / Школьные технологии. -1996. – N3.

8.     Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М.: Логос, 1993.

9.      Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: 1996.