Теоретические основы разработки элективных курсов  

Город Клин Московской области

  Внедрение  в рамках профильного обучения особых учебных предметов – элективных курсов – вызывает в настоящее время множество вопросов. Не всегда представляется ясным, как разрабатывать эти курсы.

Элективные курсы – это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Эти курсы обязательны для посещения.

  К основным задачам элективов относятся:

  • «надстройка» профильного учебного предмета, когда дополненный элективом профильный учебный курс становится в полной мере углубленным;

  • развивать содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет развивать и поддерживать интерес к этому предмету, а также получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по этому предмету;

  • способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся в различных сферах человеческой деятельности;

  • ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности.

Бывают следующие виды элективов:

  • «углубляющие» курсы, помогающие более подробно изучить какой-нибудь раздел или разделы профильного курса;

  • «коррекционные» курсы, помогающие учащимся, которые по каким – либо причинам решили сменить профиль, а также готовящие к сдаче ЕГЭ по этому предмету;

  • «общекультурные» курсы, направленные на развитие общего кругозора , повышение культурного уровня учащихся;

  • «ориентационные» курсы, помогающие в выборе будущей профессии.

     Электив не должен дублировать содержание курса из Федерального компонента образования. В рамка электива используются самые разнообразные формы занятий – от традиционных классно – урочных до таких занятий, как лекции, семинары, лабораторные занятия и другие.

   При оценивании элективов можно использовать следующие варианты:

Зачтено – не зачтено. Зачет ставится, если учащийся справился с заключительным тестом на 70%. В качестве зачетной работы может выступать не только тест, но и презентация результатов работы над проектом.

Рейтинговая система (если она есть в учебном заведении).

В качестве иноязычных элективных курсов И.Л.Бим выделяет три типа  курсов филологического профиля:

1. Имеющие ту же предметную направленность, что и профиль, и служащие расширению и углублению профильного курса.

2. Имеющие направленность на изучение другой предметной области средствами иностранного языка.

3. Имеющие прикладной характер и знакомящие учащихся с какой-либо специализированной деятельностью с использованием иностранного языка.

Если рассматривать в качестве цели обучения иностранному языку собственно языковые, речевые, а также социокультурные знания, умения и навыки (что относится к основной задаче филологического профиля), то создаваемые  элективные курсы будут относиться к первому типу (имеющему ту же направленность, что и профиль) и будут служить расширению профильной учебной дисциплины, углублять именно филологические знания, навыки и умения и соответствующие способы деятельности. Примерами могут служить такие курсы, как «Известные личности Франции», «Литература и искусство страны изучаемого языка», «Разговорный французский», «Стилистика» и другие.

   Если рассматривать изучение иностранных языков как средство для достижения более частной в рамках данного профиля специализированной цели, то элективный курс будет являться уже не только средством углубления и расширения профильной дисциплины, но в гораздо большей степени способом ее модификации, когда профильный предмет (иностранный язык) выступает в качестве средства приобщения к иным областям научного знания. Это может быть и абсолютно новая предметная область – «Основы международного права», и, например, знакомство с общей культурой коммуникации – «Межкультурная коммуникация». В этом случае речь идет о втором типе элективных курсов, имеющих направленность на изучение другой предметной области средствами иностранного языка.

    Первые два типа элективных курсов имеют целью развитие универсальных мыслительных операций, формирование общего кругозора. Такие курсы, благодаря своей направленности на расширение научного кругозора учащихся, более универсальны по своей сути, так как в результате могут открыть перед учениками большой спектр возможностей для выбора будущей деятельности.

   Третий же тип курсов – это реализация прикладной направленности профильной дисциплины. Практической задачей подобных элективов является более целенаправленное, чем в углубляющих профильный предмет курсах, ознакомление учащихся с основами его предполагаемой деятельности. Курс будет служить тому, чтобы «подстроить» учебный предмет к заданной профессии (например, переводческой, журналистской деятельности).

    В последнем типе курсов можно выделить два направления:

курсы, знакомящие с основами филологических специальностей (например, переводчик, литературный критик, редактор иностранных текстов);

курсы, знакомящие с основами нефилологических специальностей (международное право, реклама, журналистика).

Особенность второго направления заключается в том, что данные элективные будут характеризоваться более ярко выраженной междисциплинарностью и интегративностью.

    К разработке элективных курсов надо подходить как можно тщательно и ответственно. С помощью иностранного языка как «межпредметной» учебной дисциплины можно нацелить учащихся на гораздо большее количество профессий.

Список литературы.

Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 2007.

2.Новые государственные стандарты школьного образования. – М.:Астрель:АСТ, 2004.

Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа. – № 3, 2004.

Колесников А.А. Как разрабатывать элективные курсы? Интернет-ресурс.