Роль элективного курса в обучении иностранному языку

Роль элективного курса в обучении иностранному языку

        Интенсивно развивающиеся прямые международные связи предлагают широчайшие возможности для участия в международных проектах, что приводит к необходимости углубить и обновить языковое образование, разрабатывая интерактивные дисциплины. Роль иностранного языка, наряду с другими предметами, являющимися актуальными в области исследования, достаточно высока, так как позволяет обеспечить успешную социализацию учащихся.       Необходимость построения учебного процесса как модели общения предполагает развитие речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций, на основе сопоставления отечественной и европейской культур. Использование разнообразных форм и методов для создания ситуации общения способствует развитию активной познавательной деятельности, овладению новыми языковыми средствами в соответствии с определенными сферами общения (социально-бытовой, деловой, социально-культурной, исследовательской и научно-познавательной). УЧИТЕЛЬ на современном этапе это – координатор, руководитель, консультант-эксперт. В начале XXI столетия ученые говорят о необходимости воспитывать «хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, нестандартных решений, умеющих адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка».Современная жизнь требует от ребят мышления на высоком уровне, способности адаптироваться в широком спектре ситуаций. Сегодня от молодого человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность:

–  умение ориентироваться в информационных потоках,

–  способность к самообразованию.

  Становится очевидным, что в современной жизни школьникам не достаточно ограниченного общения в традиционном замкнутом социуме – учителя, друзья, родители. После изменения условий жизни в современном обществе, учащиеся должны превратиться из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. Приоритетным стал вопрос о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе обучения, каким должен быть результат работы всей системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме.

Анализ целого ряда отечественных и международных проектов, опыт использования компьютеров в образовании свидетельствуют о том, что процесс компьютеризации становится важнейшим рычагом внедрения достижений научно-технической революции в социальную практику. Новые технологии обучения порождают новые формы учения.

   Сегодня происходит достаточно серьезная интеграция электронных средств и традиционных средств обучения, что приводит к использованию новых информационных технологий. Проблема будущего образования, основанного на использовании новых информационных технологий, не может быть решена только посредством развития техники. Компьютеры, электронные средства сами по себе не смогут определить реальную среду и культуру обучения. С одной стороны, современной молодежи нужны новые средства коммуникации и новые формы постановки задач для приобретения новых знаний и новых практических навыков:

–  использования компьютерных сетей,

–  постановки исследовательских задач,

–  активного решения проблем.

  С другой стороны, сложность ситуации заключается в том, что не все учебные пособия соответствуют ИКТ-задачам и не всегда существует возможность ИНТЕГРАЦИИ проектной методики с использованием телекоммуникаций. Существует целый ряд методических вопросов, связанных с использованием интернет-технологий в учебном процессе, в предметной области «иностранный язык».

   Моделирование уроков с применением сетевого образовательного ресурса имеет преимущества по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся:

– способствует индивидуализации учебного процесса,

–  способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

  Отсутствует достаточно прочная методическая база (система заданий, поурочное планирование) для приобретения функционального навыка ведения проектной или учебно-исследовательской работы с использованием интернет-ресурсов. И, тем не менее, на собственном опыте проб и ошибок мы осваиваем новые информационные и педагогические технологии. Актуальность предлагаемого элективного курса заключается в изменении традиционных форм организации учебной деятельности, что в свою очередь должно привести к эффективному удовлетворению растущих информационных потребностей участников образовательного процесса и к повышению его качества.

Цель курса – приобретение учащимися функционального навыка ведения учебно-исследовательской работы.

    В процессе обучения осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении, объединяются разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач в рамках как одного, так и нескольких учебных предметов будет осуществляться эффективно:

– если будет разработана система обучения технике работы с различными видами справочной, в том числе иноязычной литературы;

– будет разработана методика обобщения результатов языкового, речевого и социокультурного наблюдения;

– будет происходить развитие общекультурных умений: сбора, систематизации и интерпретации информации, умения общаться друг с другом, умения сотрудничать;

– будет использованы разнообразные формы и методы для создания ситуации общения, способствующие развитию активной познавательной деятельности на уроках;

– будут разработаны новые методы построения урока, соответствующие учащимся сегодняшнего дня, которые позволили бы им реализовать себя в современной действительности.

С развитием исследовательской деятельности учитель и ученик имеют возможность приобрести новое (пусть даже субъективно-новое) знание и освоить технику этой работы. Способы детского умственного развития многообразны – от несложных наблюдений до серьёзных логико-теоретических исследований. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей, что позволяет совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком и повышает её продуктивность. Появляется реальная возможность использовать иностранный язык в целях самообразования. Возможность для учащихся выразить свои идеи в удобной для них творчески продуманной форме создает ситуацию успешности, что способствует оптимизации эмоционально-душевного состояния, позитивного настроя, а значит, и физического здоровья.

     В результате у обучаемых формируются навыки работы с поисковыми серверами, способность строить эффективные коммуникации, развиваются базовые способности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, приобретению исследовательского опыта; происходит прочное усвоение базовых коммуникативных навыков и приемов обсуждения актуальных жизненных проблем, таким образом формируются исследовательская компетентность в рамках учебного предмета и готовность к участию в проектах.

   Формируется коммуникативная компетенция – функциональное использование базовых коммуникативных навыков как средства общения и познавательной деятельности, овладение новыми языковыми средствами в соответствии со сферами общения.

Формируется социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты.

    Формируется учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих использовать изучаемый язык с целью продолжения образования и самообразования, умения работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка в рамках учебно-исследовательского проекта.

Список литературы.

Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 2007.

2.Новые государственные стандарты школьного образования. – М.:Астрель:АСТ, 2004.

Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа. – № 3, 2004.

Е.С. Орлова, Элективный курс региональной направленности