Метод проектов

Метод проектов в преподавании иностранного языка

   Необходимость постоянного совершенствования системы  и  практики   образования  обусловлена  социальными   переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества  обученности  и уровня воспитанности  личности  учащегося   были   и   остаются   приоритетными   в современной методике преподавания иностранного языка.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения – важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития учащегося.  Именно развитие становится ключевым словом  педагогического  процесса. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для  создания условий культурного и личностного становления школьников.  Социальный  заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности  учащихся, усиления  гуманистического  содержания  обучения,  более  полной реализации воспитательного,  образовательного  и   развивающего   потенциала   учебного предмета применительно  к  индивидуальности  каждого  ученика.  Поэтому  не случайно, что основной целью обучения  иностранному языку  на  современном  этапе  развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать  в межкультурной   коммуникации на изучаемом языке    и   самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельностью. Задача, стоящая  перед  школой,  заключается  в  первую  очередь  во внедрении  и  эффективном  использовании новых  педагогических  технологий, какой является проектная методика

         Так,  Е.С. Полат  обосновывает применение  проектной  методики  как

новой педагогической технологии в развитии  современной дидактики  следующим образом:

      –      в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий

проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и  может  не затрагивать содержания обучения, которое   определено  образовательным стандартом для базового уровня;

 – это технология, которая позволяет при интеграции ее  в  реальный  учебно-

   Воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

 –  это истинно педагогическая  технология,  гуманистическая  не  только  по

   своей философской психологической сути, но в чисто нравственном  аспекте.

   Она обеспечивает не только прочное  усвоение  учебного  материала,  но  и

   интеллектуальное    и    нравственное    развитие    обучающихся,     их

   самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю  и  друг  к другу, коммуникабельность,   желание   помочь   другим.   Соперничество,

   высокомерие,   грубость,   авторитарность,   столь   часто    порождаемые

   традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией..

       На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и   отечественными авторами :И.Л. Бим,  И.А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И.  Чечель,  L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и другие.

       Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы  продуктивного  образования  и  представляет  собой   нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов  через  активные способы   действий   (планирование,  прогнозирование,   анализ,    синтез).

В процессе создания проекта можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап.

На данном этапе происходит определение цели, выявление проблемы, уточнение конечного результата, выбор рабочих групп, распределение ролей в команде, сбор информации. Учащиеся уточняют информацию, обсуждают задание. Учитель же в это время мотивирует учащихся, помогает в постановке целей проекта, консультирует, помогает в анализе и синтезе, наблюдает за работой и косвенно руководит.

2. Основной этап (этап выполнения проекта).

На данном этапе происходит поиск необходимой информации. Учащиеся работают с информацией, проводят исследования, синтезируют и анализируют идеи и оформляют проект. Учитель направляет процесс, заполняет индивидуальные карты текущего контроля проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. Заключительный этап (этап защиты проекта).

На данном этапе происходит подготовка и оформление доклада, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта.

        Важнейшую роль при организации проектной  деятельности  выполняет  сам учитель.

      Деятельность   преподавателя   на   разных   этапах    меняется.    На

подготовительном  она состоит в том, чтобы  помочь определиться с идеей  проекта,  а  также  оказать помощь  в первоначальном    планировании.  Таким  образом,  здесь  преобладает функция регулирования и организации процесса.  На  этом  этапе  реализации   проекта преподаватель  выступает  в  роли помощника,  консультанта   по   отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль  отводится координации действий между отдельными микрогруппами  и участниками  проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя  является  консультационно-координирующая.  На заключительном  этапе   возрастает   роль  контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в  подведении  итогов работы в качестве независимого эксперта.

Контрольно-оценочная  функция  учителя  заключается   в   оценивании

проектной деятельности и подведении итогов.

            Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования:  учащиеся  делают  заключения   о   возможности применения  полученных  практических результатов  в  жизни  своего  города, страны, а также приходят к формулированию новых проблем.

       Преподаватель при общем руководстве проектом должен  постоянно  уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой  или  совмещать  их.  В этом заключается сложность руководства проектом.      Необходимо прежде всего отметить,  что  проекты  могут  быть  разными  и  их использование  в   учебном   процессе   требует   от   учителя    серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить,  как  и  в  обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой  работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так  и  с  использованием современных средств информационных  технологий,  в  частности,  компьютерных телекоммуникаций.

      Разрабатывая проект вместе  со  своими  учениками,  готовясь  к  нему,

подбирая необходимые материалы, нужно четко  осознавать  его  особенности  и соответственно планировать  работу.  Поэтому,  приступая   к   работе   над проектом, очень важно ознакомиться с их типологией.

      Е.С. Полат предлагает следующую классификацию проектов.

Распределение проектов по обще-дидактическому принципу (доминирующий в проекте метод или вид деятельности):

1. Исследовательский. Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальной проблемы исследования.

2.Творческий. Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Ролево – игровой. Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до конца работы.

4. Информационный (ознакомительно-ориентированный).

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска); способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы), результат информационного поиска (статья, доклад, реферат, презентация).

5. Предметно-ориентировочный.

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария деятельности его участников с определением функции каждого из них.

Распределение проектов по предметно-содержательной области:

Монопроект. Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, исторической, социальной тематикой). Этот тип проекта требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести.

Межпредметный проект. Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций.

По характеру координации проекта можно выделить следующие проекты:

С открытой координацией (непосредственный).

Такой проект предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.

Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект).

 Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагается совместная учебно-познавательная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций и направленная на достижение общего результата совместной деятельности.

По характеру проектов можно выделить следующие проекты:

Внутренний (региональный).

Такой проект организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны.

Международный.

Этот проект предполагает участие школьников из разных стран.

Проекты различаются по количеству участников:

Личностный.

Проводится индивидуально, между двумя партнерами.

Парный.

Проводится между парами участников.

Групповой.

Проводится между группами.

Различают проекты и по продолжительности проведения:

Краткосрочный.

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.

Средней продолжительности (1-2 месяца).

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему.

Долгосрочный (до года).

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему.

 Каждый тип проекта имеет  тот  или  иной вид  координации,  сроки  исполнения,  несколько этапов,  количество   участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо  иметь  в  виду  признаки  и  характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится  иметь дело  со  смешанными  типами   проектов,   в   которых   имеются   признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и  ролево-игровых.

   Характер организации проекта в большой степени также  зависит,  как  от

типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения.  Если  это

исследовательский проект, то он, непременно включает  несколько этапов проведения, причем успех всего проекта во многом  зависит  от  правильно  организованной работы на отдельных  этапах.  Поэтому необходимо  отслеживать  деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг  за  шагом.  При  поэтапном   оценивании необходимо  использовать  разнообразные  формы  поощрения:  «Все  правильно, продолжайте», или  «Надо  бы  остановиться  и  подумать».  В  ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться

балльная система. В творческих  проектах  часто  бывает  невозможно  оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу  необходимо,  чтобы  вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

      Проект  –  это  решение,  исследование  определенной   проблемы,   его

практическая или теоретическая  реализация. Проектная деятельность  учащихся подчинена  определенному алгоритму  и  является   сложной,   состоящей   из нескольких  этапов  творческой,  исследовательской работы.  Этим  проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто  достаточно  просто усвоить новый материал по  теме;  от  ролевой  игры,  дискуссии  и  т.п.,  в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления  следующего методического   замысла:    лучшего   усвоения  материала,   стимулирования интереса, мотивации  познавательной  деятельности  учащихся.  Все указанные методические  цели  могут  присутствовать  и  при  использовании   проектной методики, но, кроме  всего  прочего,  ей  обязательно  присуще  исследование проблемы,  творческая  поисковая деятельность,  воплощенная  в   каком-либо

конкретном продукте.

      Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не  всегда учащиеся готовы или способны  осуществить  проектную  деятельность  на  иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать  ход  мыслей  и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как  часть дополнительной  информации незнакома учащимся  и  вызывает  определенные  языковые  трудности. Поэтому повторение  и  обобщение   необходимого   грамматического   и   лексического материала  должны предшествовать  разработке  проектов,  а   сами   проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда  уже созданы условия для свободной импровизации в работе  с  языковым  и речевым материалом.

      Выполнение проектных заданий и участие в  проекте  позволяют  учащимся видеть  практическую пользу  от  изучения  иностранного языка. Это повышает интерес к учебному предмету, исследовательской работе в  процессе «добывания знаний» и   их сознательного применения  в  различных  иноязычных речевых ситуациях,  а  значит,  способствует  возрастанию   коммуникативной компетенции   учащихся,   развитию   их    языковой    личности,    высокой мотивации обучаемых.

      Результативность  проектной  работы  зависит  от  множества  факторов,

которые должны  отслеживаться  учителем  при  планировании  того  или  иного проекта.   Знание  основных   особенностей   типологии   проекта   является необходимым условием успешной реализации проекта,  а  значит  осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся  в  процессе обучения иностранному языку.

 Целью обучения иностранному языку   на  современном  этапе  образования

является  способность  и   готовность   учащихся   осуществлять   иноязычное

межличностное и межкультурное общение в заданных государственным  стандартом образования пределах. Проектная методика, в основе которой  лежит  концепция личностно-деятельностного  подхода,  отвечает современным   образовательным требованиям.

    Целью  обучения   иностранному языку  является   совершенствование   всех   компонентов иноязычной коммуникативной  компетенции  учащегося  в  процессе  иноязычной речевой деятельности,  мобилизация творческих  способностей  и  личностного потенциала учащегося.

      В  соответствии  с  поставленной  целью  содержание  обучения   иностранному языку  с использованием    проектной    методики    являются    лингвистические     и социокультурные  знания,  которые  формируется  у   учеников   в   процессе овладения новым языковым  материалом  по  теме проекта  в  процессе  поиска значимой информации из иноязычных источников.

      Группа навыков и умений по  оперированию  знаниями,  приобретаемыми  в процессе проектной деятельности, включает интеллектуальные (умения  работать с    информацией,    ориентироваться    в   информационном    пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести  поиск новой информации, анализировать гипотезу и ее  разрешение,  умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);  творческие (умение генерировать идею, находить несколько  вариантов решения  проблемы, выбирать более рациональное  из  них,  прогнозировать  последствия  принятых решений,  умение  видеть  новую  проблему);  коммуникативные  (умение  вести дискуссию, слушать и слышать  собеседника,  отстаивать  свою  точку  зрения, подкрепленную  аргументами,  умение  находить компромисс  с   собеседником, умение лаконично излагать свою мысль); а также навыки и умения связанные  с осуществлением всех видов речевой деятельности  и  методологические  (умения работать  в библиотеках,  на  компьютере,  в  телекоммуникационных  сетях). Названные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять  друг друга.

      Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения иностранному языку с  помощью  проектной методики:

         –    принцип коммуникативности;

         –    принцип ситуативной  обусловленности;

         –    принцип проблемности;

         –    принцип совместного изучения  языка и культуры;

         –    принцип автономности.

          Любой проект – это способ организовать  совместную  деятельность

учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы,  средства  в  достижении  общей цели.  Организация совместной  проектной   деятельности:   планирование   и исполнение, контроль  и  оценка  предполагает совокупность  технологических шагов, в процессе которых происходит  творческое  взаимодействие участников проекта, их  взаимоотношение,  создание  творческих  содружеств  на  пути  к достижению практически значимого результата проектной деятельности.

 Правильно  организованная  проектная  работа  оказывает  положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует  самостоятельному  добыванию знаний и опыта учащимися из непосредственного личного  общения  с  реальной жизнью,  развивая   у  них  независимость,  самостоятельность,   критическое мышление, инициативу и рефлексию. Иностранный язык при этом выступает  средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.

      Следовательно,  организация  любого  учебного   проекта   предполагает

организацию творческой деятельности учащихся, что является главным  условием становления личности.

  Проектная  методика  является  новой  педагогической   технологией

обучения и представляет собой возможную альтернативу  традиционной  классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики  в  современном школьном образовании обусловлено очевидными  тенденциями  в  образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его  подготовки  к реальной деятельности.

      Проектная  методика,  являясь инновационной технологией, соотносится  с  основными  задачами современного школьного образования:

    . сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

    . шире использовать  рефлексивный  подход  в  обучении  (анализ,  синтез

      идей);

    . стимулировать у учащихся умение формулировать собственные суждения;

    . усилить степень автономии учащихся;

    . пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

      Однако  решение  данных  задач  школы  является  затруднительным  при

      традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени  на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие  необходимых умений.

        Проектная  методика  находит  все  более  широкое  применение  при

обучении  учащихся  иностранному  языку,  что  обусловлено ее характерными особенностями:

а)  проектная  методика  направлена  на  реализацию  личностного  потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности,  где  имеет  место  не субъектно-объектные отношения  учителя  и учащихся  (как  при  традиционной классно-урочной   системе),   а    субъектно-субъектные    с   доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает  овладение  коммуникативной  компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной  речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С  одной стороны, в проектной работе  соблюдается   взаимосвязь  теории  и практики, т.е.  учащиеся  в  процессе  творческого   создания   конкретного   продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись  интервью,  журнал,  дневник) применяют определенные научные знания, собственный  опыт  и  наиболее  полно осознают их функционирование при решении различных проблем,  что  влечет  за

собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников  информации.

С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в  активную мыслительную  деятельность.    Коммуникативно-познавательная    потребность ученика  при  личностно-ориентированном  обучении   становится   внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает  в  своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.

      Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени  способствует  формированию  вторичной  языковой личности,  развитию и  совершенствованию первичной  языковой  личности,  а значит  и  совершенствованию  иноязычной  коммуникативной   и межкультурной компетенции школьников в целом.

       Применение проектной методики наиболее результативно на завершающем этапе  (10-11  классы) средней  общеобразовательной  школы,  т.к.  сущность проектной методики при этом отвечает основным психологическим  особенностям старшеклассников, их мотивам  и  потребностям  и  позволяет  наиболее полно раскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:

– проблемным  характером  проектной  деятельности,  ее  интегративностью:  в основе  проектной  методики лежит  практически  или  теоретически  значимая проблема,  связанная  с  реальной  жизнью,  решение  которой   требует   от участников  знаний не только в  рамках  данного  предмета,  но  и  в  других областях;

–  автономным  характером   проектной   деятельности:   проектная   методика

предполагает  устранение  прямой  зависимости  обучаемого  от  преподавателя путем самоорганизации и возможности  проявления  собственной  инициативы  в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Таким образом можно сделать вывод, что за проектной методикой – будущее нашей системы образования.

                     Список  использованной  литературы

   1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении  учащихся  двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова //  Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1.   2.  Бим  И.Л.  Личностно-ориентированный  подход  –  основная   стратегия

      обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. –

   3.  Бим  И.Л.  Некоторые  актуальные   проблемы   современного   обучения

      иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.

         4. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным  языкам  на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки  в школе. – 2002. – № 5.   5. Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме  уровня  обученности  иностранным языкам выпускников полной средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбов  // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 4.

  6. Васильев В. Проектно-исследователькая технология:  развитие  мотивации  /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9.  7. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на  уроках  немецкого языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1.

  8. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX  веке  / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2.

   9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным  языкам  в  школе  /  И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991.  10. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.  Проектная  методика  обучения  английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3.

11. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка/Полат Е.С.// Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2, 3.