Итоговая аттестация учащихся 11 номер 3

Итоговая аттестация учащихся 11 – х классов: ГОВОРЕНИЕ

Устная часть экзамена по иностранному языку содержит 3 задания трех уровней сложности на проверку умений говорения. Задание Базового уровня – монологическое высказывание в связи с заданной ситуацией общения по одной из тем повседневной жизни. Задание Повышенной сложности направлено на проверку умений вести беседу с экзаменатором в заданной стандартной ситуации общения с целью обмена информацией. Задание Высокого уровня проверяет умение вести беседу с экзаменатором, оценивая предлагаемые варианты развития ситуации. Время звучания устного сообщения  3 минуты.

Раздел “Говорение” представлен тематическим монологическим высказыванием и диалогом с целью обмена оценочной информацией. Учащиеся должны уметь отвечать по следующим темам:

1. Мои друзья и я.

2. Взаимоотношения в семье, со сверстниками и взрослыми.

3. Учеба и выбор профессии.

4. Проблемы свободного времени.

5. Здоровый образ жизни, спорт.

6. Международные молодежные контакты.

7. Города своей страны и стран изучаемого языка и их достопримечательности (музеи, театры, кино, выставки).

8. Путешествия.

9. Покупки.

10. Средства массовой информации и новые информационные технологии.

11. Молодежная мода.

12. Праздники и знаменательные даты.

13. Природа и экология.

14. Деятели культуры и науки.

15. Сведения о культуре Франции,  её вклад в мировую культуру.

16. Географические и природные условия стран изучаемого языка.

17. Организация быта и досуга в странах изучаемого языка.

18. Общие сведения о системе образования в странах изучаемого языка.

19. Особенности речевого и неречевого поведения в процессе межличностного и межкультурного общения.

1. Тип задания: Монологическое высказывание по теме ( 10-15 фраз, 3-3,5 мин.)

В первом задании предполагается два вида монологического высказывания:

• Высказывание по ситуации с раскрытием всех предложенных аспектов

• Развёрнутый аргументированный ответ на вопрос экзаменатора

При этом проверяются следующие умения:

• Уметь высказаться по теме в виде монолога,

• Логично построить своё высказывание, используя средства логической связи

• Соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи , как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства

• Продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей

• Уметь дать развёрнутые ответы на дополнительные вопросы собеседника

Стратегии работы над монологическим высказыванием:

1. Внимательно прочитайте текст задания на карточке для экзаменуемого и выясните:

– в чем заключается предложенное задание

2. Определите тему высказывания. Обратите внимание на то, что ваше высказывание не должно быть воспроизведением изученной в школе темы. Оно должно раскрывать предложенные в задании аспекты.

– сколько и какие аспекты вы должны раскрыть

3. Продумайте, что вы можете сказать по каждому из аспектов тремя — четырьмя предложениями. Не следует увеличивать объем высказываний, так как в противном случае вам может не хватить времени на раскрытие одного или более из предложенных аспектов. Ваши высказывания по каждому аспекту должны быть предельно конкретными, соответствующими данной формулировке. Продумайте, как распределить время между высказываниями по всем пунктам задания.

4. Напишите план логично построенного высказывания, осветив все пункты задания.

5. Выпишите отдельные фразы, которые вы обязательно хотите употребить в речи.

6. Обратите внимание на то, что вы должны говорить в течение 2—2,5 минут, а затем экзаменатор-собеседник задаст вам один или два вопроса, связанные с темой вашего высказывания.

Рассмотрим сначала теоретические основы обучения говорению как виду речевой деятельности.

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по­тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой ин­формации свое поведение. Человек, адресующий информацию другому человеку (ком­муникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осу­ществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном, понятным друг другу языке.

В общении человек постоянно учится отделять существен­ное от несущественного, необходимое от случайного, перехо­дить от образов единичных предметов к устойчивому отраже­нию их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь .

Говоря «газета», человек имеет в виду не только тот газетный лист, который держим в руках, но тем са­мым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой пе­чатной продукции и т.д.

Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями

 Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

 В основе говорения лежит осознание значения лексической единицы языка.

 Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка.

 Различают следующие виды устной речи: диалоги­ческая и монологическая речь

 Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обме­ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо­гательных слов и междометий.

 Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий .Монологическая речь форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Обучение монологической речи проходит в три этапа. На первом вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-куммуникативной. На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде. Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Среди признаков монологической речи выделяются также непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство), последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания. Монологическая речь используется с разной коммуникативной целью: для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения. При определении видов монологической речи в учебных целях исходят из содержания речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание); степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь). Рассказ является наиболее сложным видом монологической речи Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования. Основные разновидности подготовленного монолога – лекция, выступление, сообщение, как правило, готовятся предварительно. Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам монологической речи. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: 1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ; 2) логически последовательно раскрыть заданную тему; 3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.

Рассмотрим подготовку учащихся к заданию Базового уровня – монологическому высказыванию в связи с заданной ситуацией общения по одной из тем повседневной жизни.

Итак,учащийся должен говорить 2 -3 минуты на заданную тему, описать действующих лиц, место действия, предметы, действия и т.д. Он должен построить свое высказывание по схеме: вступление, основная часть и заключение. Надо научить учащихся внимательно читать предложенное задание, составлять план сообщения. Учащийся должен уметь пользоваться средствами логической связи.

Так, во вступлении он может и должен использовать следующие средства логической связи:

Eh bien, mon sujet est « … ». – Pour commencer je voudrais dire que… – J’ai choisi le sujet « … ». – Il est donc logique de commencer par dire que… – Pour aborder le sujet « … » je voudrais commencer par dire que… – J’ai un sujet qui est a la fois simple et complique. Il est simple parce que… . En revanche, il est complique parce que… – Dans mon expose je vais parler de… – D’abord, je parlerai de… . – Puis je m’arreterai sur… – Et enfin je presenterai… –

Для перехода к основной части  учащемуся могут помочь следующие предложения:

Apres cette courte introduction je passe donc a … – Le plan de mon expose est le suivant … – Je commence donc par … – Eh bien, je passe donc a … – Je voudrais d’abord dire que

Для того, чтобы перейти от основной части к заключению, учащийся может использовать следующие средства логической связи:

Apres avoir decrit … je veux dire en conclusion que… – Pour conclure je dirai … – En guise de conclusion je veux dire que … – Pour teminer je tiens a dire …

Последними предложениями в сообщении учащегося могут быть следующие фразы:

C’est tout. – Je m’arrete la. – Et bien voila, je crois que j’ai epuise mon sujet. – Eh bien voila.

При составлении основной части своего высказывания учащийся может воспользоваться следующими средствами логической связи:

– для введения нескольких идей или событий – d’abord, puis, ensuite. Premierement, deuxiemement, troisiemement. En premier lieu, en second lieu (il n’ y en a que deux).

– для введения какого – либо примера – par exemple, ainsi, comme, tel.

– для введения какого – либо объяснения – c’est – a – dire, cela veut dire, autrement dit, car, en effet, c’est que.

– для введения противопоставления – mais, pourtant, cependant, toutefois, en revanche.

– для объяснения причинных связей – parce que, puisque, car, a force de, grace a (valorisant), a cause de (devalorisant).

– для введения следственных связей – pour cette raison, pour ce motif, par suite, voila pourquoi, c’est pourquoi, de ce fait.

Благодаря этим средствам логической связи учащемуся будет легче построить свое высказывание, обозначить этапы этого высказывания, уточнить порядок событий, о которых идет речь, выразить отношения между фактами, событиями и объяснениями, которые учащийся хочет установить, расположить по порядку идеи своего высказывания.

В качестве подготовки к составлению высказываний по заданной теме можнопредложить учащимся составить сообщения монологического характера по следующим темам:

1. Vous avez fait un voyage. Racontez – le.

2. Vous avez une soiree libre. Comment l’organisez – vous?

3. Decrivez l’endroit ou vous habitez.

4. Presentez votre famille.

5. Comment passez – vous vos soirees? En semaine ? En fin de semaine ?

6. Aimez – vous les voyages ? Racontez votre plus long voyage.

7. Aimez – vous la ville ou vous habitez ? Vous voulez passer un apres – midi a vous promener, ou allez – vous? Avec qui ?

8. A la television, quel genre de spectacle aimez – vous? Parlez d-un spectacle qui vous a particulierement interesse (e) dernierement.

9. Quels sont vos projets pour les prochaines vacances?

10. Dans votre famille, qui est – ce quifait le marche? Ou ? Quel jour de la semaine ?

11. Decrivez la maison de vos reves.

12. Parlez de votre style de vetements.

13. Presentez votre acteur ou actrice prefere (e).

14. Aimez – vous les animaux ? Lesquels? Decrivez votre animal prefere?

Составляя сообщения по данным темам, ребята готовятся к составлению монологических высказываний на заданную тему. Вот несколько сообщений ребят по данным сюжетам (сообщения прилагаются).

Выполнению данной задачи способствует и работа по материалам газеты «Комсомольская правда». Сюжеты, взятые из газеты, также помогают развивать умения и навыки монологической речи по заданной теме. Можно привести несколько примеров подобных сообщений (сообщения прилагаются).

Приведем несколько конкретных примеров того, какие могут быть задания по говорению на итоговом экзамене по французскому языку.

1.Preparez un expose pour 2- 3 minutes sur vos voyages.Dites si vous aimez/n’aimez pas voyager, expliquez pourquoi. Decrivez le voyage qui vous a marque plus que les autres et dont  vous gardez les meileurs ou les  plus mauvais souvenirs. N’oubliez pas de dire

par quel moyen de transport vous aimez voyager

si vous aimez voyager seul, avec vos parents ou vos amis

si vous aimez le repos passif quand vous restez  sur place ou le tourisme actif quand vous vous deplacez sans cesse pour voir beaucoup d’endroits interessants

si vous vous adressez aux agencespour organizer vos voyages ou vous vous debrouillez vous – memes

en quel voyage aimeriez – vous partir.

Le professeur vous donnera la possibilite de terminer votre expose. Apres il vous posera quelques questions

2. Preparez un expose pour 2 – 3 minutes sur votre ville natale. Dites ce que vous aimez / n’aimez pas dans votre ville natale, expliquez pourquoi. Decrivez les endroits ou les monuments qui vous tentent plus que les autres. N’oubliez pas de dire

– ou se trouve votre ville

– comment sont ses rues

– ce qu’il y a d’interessant a voir

– quells grands homes ou personnages illustres y ont habite

– ce que vous aimeriez montrer dans votre ville a un / une ami (e) francais (e)

Le professeur vous donnera la possibilite de terminer votre expose. Apres il vous posera quelques questions.

3. Preparez un expose sur les animaux domestiques. Dites si vous aimez / n’aimez pas les animaux a la maison, decrivez – le. Si vous n’avez pas d’animaux, dites pourquoi. N’oubliez pas de dire:

– quels sont les avantages des animaux domestiques

– quels sont les inconveniants

– quels animaux vous aimeriez avoir

Le professeur vous donnera la possibilite de terminer votre expose. Apres il vous posera quelques questions.

Цель данного задания – проверить умения устного высказывания по одной из тем повседневной жизни.

Для того чтобы выполнить задание, надо научить учащихся делать следующее:

Внимательно прочитать текст задания. В нем выделены вопросы, на которые учащийся должен дать ответы в своем устном сообщении. Эти вопросы могут быть планом его высказывания.

Подумать, какие ключевые слова относятся к этой теме, например, les animaux domestiques, le chat, le chien, les poisons, les oiseaux, norrir, soigner, garder, ami, fidele.

Подготовить сообщение согласно плану. Устное высказывание учащегося должно иметь следующую структуру:

Introduction

On va preciser les animaux domestiques choisis

Developpement

On va parler des avantages ou inconvenients des animaux choisis

Conclusion

Prise de position, synthese

Mais a mon avis toutes les difficultes sont recompenses par l’amour et la fidelite que nous offrent les animaux domestiques

Подготовить первую фразу своего высказывания.

Подумать, какие вопросы может задать экзаменатор, чтобы лучше понять детали, получить дополнительную информацию.

Пример ответа учащегося по данной теме

J’ai un chat et un chien a la maison. Ils sont tres beaux tous les deux, c’est mes amis tres proches, ils me comprennent sana mots et ils m’accompagnent partout, surtout mon chien. J’aimerais bien avoir aussi des oiseaux et des poisons, mais ce n’est pas possible. Ma maman est allergique aux oiseaux. Quant aux poisons, c’est difficile de les entretenir, cela prend beaucoup de temps. Toutes les vacances, nous passons a la datcha et c’est impossible de faire demenager un aquarium. Mes grands-parents sont d’accord de garder notre chien et notre chat pendant nos absences mais ils refusent de se deplacer pour nourrir les poisons.

Je pense qu’il faut avoir au minimum un animal a la miason. Les animaux portent beaucoup de bonheur a leurs maitres. Quand nous rentrons chez nous apres une longue journee bien difficile, les animaux nous acceuillent chaleureusement et ils nous font la fete. Quand nous sommes tristes ou malades, les animaux nous consolent parce qu’ils ressententtres bien toutes les nuances de notre humeur et de notre sante.

Certainement, les animaux exigent beaucoup de soins et d’argent. Il faut les nourrir, soigner tous les jours et surtout quand ils sont malades. Il faut nettoyer la maison plus souvent et plus soigneusement. IL faut aller promener le chien meme quand on n’a pas d’envie. Avant de partir en voyage il faut caser les animaux quelque part: les placer chez des amis ou dans des etablissements speciaux. Mais a mon avis toutes ces difficultes sont recompansees par les moments heureux que nos compagnons nous offrent, par leur amour et leur fidelite.

Примеры дополнительных вопросов экзаменатора

D’apres vous, pourquoi beaucoup de gens ont – ils un animal a la maison? Parce que:

c’est une mode ou une marquee de richesse;

c’est une habitude, les hommes ont toujours partage leur vie avec les animaux;

c’est un medicament contre la solitude, beaucoup de personnes preferent les animaux aux gens.

Que pensez – vous des animaux sauvages ou exotiques?

Пример ответа экзаменующегося на дополнительные вопросы

A mon avis, les gens ont des animaux domestiques par habitude, surtout a la campagne. Les hommes ont toujours partage leur vie avec des animaux. Les hommes elevaient et soignaient les animaux. Les animaux accompagnaient leurs proprietaires pendant le travail et la chasse, ils leur donnaient la nourriture, les vetements et ils protegeaient leura maitres et leurs demeures.En ville, les animaux a la maison sont plutot de vrais compagnons, ils sauvent leurs maitres de la solitude et du stress de la vie urbaine. Bien sur, il y a des gens qui prennent un animal selon la mode. Mais il me semble qu’il ne s’agit pas des animaux en general mais plutot des races precises qui entrent en vogue souvent apres un film, du genre “101 dalmatiens” ou “Beethoven”. La race a la mode deviant tres cher et en ce cas – la c’est une certaine marquee de prestige et de richesse.

Quant aux animaux sauvages ou exotiques a la maison, je pense que c’est bete et meme dangereux de les avoir chez soi, surtout dans les appartements. Meme a la campagne il faut avoir un endroit equipe, bref, un zoo, et un personage special pour entretenir et soigner ces animaux.

В заключение можно сказать, что обучение говорению – это прежде всего обучение подлинно самостоятельному речевому высказыванию, когда учащийся будет создавать своё, неповторимое речевое произведение, будет учиться интерпретировать и трактовать по – новому факты, слова, поступки и т.д.

Литература

Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. М.: АСТ: Астрель, 2008

ФИПИ, ЕГЭ – 2009, Французский язык, Интеллект – Центр, 2009

ЕГЭ, Французский язык, М.: Просвещение. Эксмо. 2005

ЕГЭ, Французский язык, Интеллект – Центр, 2005

Бухарина Н.И. Готовимся к ЕГЭ. Французский язык. М.: Дрофа, 2004