Подросток и компьтер

  Телевизоры и компьютеры вызывают расстройство внимания у детей и подростков. Компьютерная зависимость как проблема неправильного воспитания

   Телевизоры и компьютеры вызывают расстройство внимания у детей и подростков.
Слишком много времени, проводимое перед телевизором и компьютером, могут вдвое увеличить риск проблем со вниманием у детей и подростков, показало новое исследование.

Эдвард Свинг из Государственного университета Айовы, сравнил детей, смотревших ТВ или игравших в видеоигры менее чем два часа в день (рекомендованные Американской академией педиатрии (AAP) для детей от 2 лет и старше) с теми, кто тратил на это времени больше двух часов

Те, кто превышал рекомендованное AAP время – в 1,6-2,2 раза имели больше проблем с концентрацией», – говорит ученый.

Оказалось, что независимо от того, был это школьник или студент, проблемы со вниманием были почти одинаковыми.

Во время исследования отслеживалось состояние 1300 детей 3-5-х классов в течение 13 месяцев и 210 студентов одноразово.

Оказалось, что дети, злоупотребляющие «экранным» временем, по наблюдениям учителей имели трудности с выполнением заданий, концентрацией на них, а также другие проблемы с образовательным процессом, требующим внимания.

Во время исследования отслеживалось состояние 1300 детей 3-5-х классов в течение 13 месяцев и 210 студентов одноразово.

Оказалось, что дети, злоупотребляющие «экранным» временем, по наблюдениям учителей имели трудности с выполнением заданий, концентрацией на них, а также другие проблемы с образовательным процессом, требующим внимания.

Школьники средних классов в среднем тратили 4,26 часа ежедневно на просмотр ТВ или компьютерные игры, тогда как студенты тратили уже 4,82 каждый день.

«Расстройство гиперактивного дефицита внимания (ADHD) сегодня встречается в 10 раз чаще, чем всего лишь 20 лет назад», – говорит профессор педиатрии Димитри Кристакис из Университета Вашингтона.

 

   «Ни ТВ, ни компьютеры никуда не денутся, поэтому мы должны найти способы, как с ними справляться».

«Все зависит от содержания. Чересчур динамичные ТВ-шоу увеличивают риск проблем со вниманием. Почему? Потому что главная задача нашего мозга успеть за навязанным темпом. Реальная жизнь не происходит так быстро, чтобы мы могли сохранять достаточно внимания на происходящем», – добавил Кристакис.

Профессор Девид Элкинд из Университета Тафта так же указывает на то, какой вид шоу смотрит ребенок или в какие именно игры он играет: «Стрелялки, например, отличаются от игр, где нужно решать различные головоломки».

В конце своего исследования Свинг делает вывод, что наилучшим способом обезопасить своего ребенка от проблем со вниманием и, соответственно, с учебой, будет сократить время, отведенное на телевизор и компьютер, максимум до двух часов в день.

 

   «В Туапсе подросток, из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать».

«В Питере молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным».

«Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в World of Warcraft, а затем выбросился из окна и разбился насмерть».

«В Удмуртии подросток убил отца из-за компьютерной игры»…

Можно продолжать до бесконечности… Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются. Последствия подобной ломки ужасны. Речь идет не только о жестоких убийствах и самоубийствах, которые совершают геймеры, лишенные виртуального наркотика. Широкую огласку получили трагические случаи, когда российский мальчик умер во время многочасовой компьютерной игры от инсульта, а китайская девочка – от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft, причем в виртуальном пространстве геймерше устроили «крутые» виртуальные похороны… Эмоциональная сфера человека крепко связана с его физиологией, и поэтому болезненное увлечение компьютерными играми способно приводить к тяжелым соматическим заболеваниям. Об этом уже говорят ученые и врачи. Для кого-то решающими могут стать два-три года постоянной игры, для кого-то несколько месяцев.
Игровую зависимость, или игроманию, сегодня не напрасно сравнивают с наркотической. Эта беда, с которой очень непросто справиться. Некоторые психиатры, к примеру, утверждают, что требуются специальные подходы к ее лечению, отличные от подходов, используемых для лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов.
Число одержимостей растет, примером тому стала относительно «новая» одержимость от компьютерных игр, на которые подсели и продолжают подсаживаться тысячи, десятки тысяч.

   Естественно, что количество игр в связи с этим только увеличивается. Компьютерные игрушки, как и наркотики, приносят их производителям огромные барыши, которые напрочь затмевают им совесть. И это ставит производителей компьютерных игр в один ряд с наркобаронами. Для тех и для других жизнь человеческая – ничто, а деньги – все. Их бог – золотой телец, они ему поклоняются, они ему служат, принося в жертву своему кумиру отнюдь не свое здоровье и не свою жизнь, но жизни и судьбы молодых людей.

   Кибер-зависисмость – это непросто новое слово, это диагноз, который сегодня врачи могут поставить огромному числу наших соотечественников, преимущественно детей и подростков. Речь в данном случае идет и о компьютерных играх в том числе.
Они наводнили все кругом. Мало того, что в них можно свободно поиграть в любом компьютерном клубе, интернет-кафе, так к тому же дисками с играми завалены и прилавки многих даже неспециализированных магазинов, диски легко приобрести в метро, переходах, на улице. Любые компьютерные игры можно, наконец, скачать в интернете. А поскольку компьютеры сегодня есть практически в каждой семье, то найти компаньонов в сети и поиграть «онлайн» может позволить себе любой школьник. Интерес к компьютерным играм перерос в игроманию, которая, как настоящая эпидемия, разрослась сегодня до невиданных пределов, затронув почти все слои общества. Сегодня в компьютерные игры играют и стар и млад, играми «заряжены» компьютеры в редакциях, проектных институтах, коммерческих организациях, продовольственных базах, магазинах, гаражах и пр. Играют, не смотря на запреты руководства, обеспокоенного тем, что люди в рабочее время тратят время и силы не на работу, а на прохождение бесконечных уровней и уничтожение монстров.

   Вот мнение заведующего отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолия Григорьевича Мазура, которое он высказал в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой: «Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше». «Компьютерные игры разрушают интеллект, – подтверждает врач высшей категории Николай Федорович Жарков, – Ребенок приучается жить и действовать по инструкции». Но даже относительно не опасные игры могут навести существенный вред, если на них по – настоящему «подсесть». А плотно подсаживается на «игрушку», по разным данным, от 10 до 15 процентов увлекающихся компьютерными играми! И начинается все с малого – всего лишь с интереса и первого опыта. Компьютерные игры, вернее глубокое погружение в них, наносят вред и взрослым, и детям. Но прежде всего, детям, потому что они находятся в стадии развития и любое деструктивное вмешательство в этот процесс чреват серьезными отклонениями, которые могут сказаться в будущем, независимо от того, будет ребенок продолжать играть, или остановится. Врачам известно, что отрицательные последствия некоторых функциональных нарушений или соматических заболевания дают знать о себе спустя годы, и то же самое происходит при компьютерной зависимости. Самый опасный возраст, в котором дети особенно часто «подсаживаются» на игру – 12-15 лет.
Следует отметить, что степень поражения психики ребенка, чрезмерно увлекающегося компьютерными играми, во многом зависит не только от изначального его психического состояния, но и от того, в какую именно игру он играет. «Спокойные» игры в меньшей степени влияют на психическое состояние детей, активные, зачастую агрессивные – в большей. То, что жесткие ролевые «игрушки» с погоней, стрельбой и кровью развивают в детях агрессивность – доказанный психологами и физиологами факт.

Врач-психиатр Центра охраны психического здоровья детей и подростков Руслан Марсельевич Гусманов рассказывает: «Практически все подростковые ролевые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В таких играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни». К чему это может привести, даже страшно представить.
Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур рассказал о восемнадцатилетнем пациенте, который, «зависнув» на какой-то военной стратегической игре, впал в психотическое состояние. «Пришлось его лечить как настоящего больного», – признался Анатолий Мазур. По его словам, проблема компьютерной зависимости в последний год стала отчетливо выраженной. Патология явно нарастает. Отделение, которое возглавляет этот доктор, рассчитано на шестьдесят коек. Из них более трети пациентов – жертвы компьютерных игр. Это дезадаптированные дети, полностью «вышибленные» из жизни, у них не осталось других интересов, кроме игры. Она стала для них как наркотик для наркомана, считает доктор.

    Специалист С.-Петербургского Психолого-педагогического медико-социального центра «Развитие» Алла Панфилова подтверждает, что масштабы компьютерной зависимости среди подростков будут расти, еще и потому, что компьютеры становятся все более доступными. Компьютерная зависимость не слишком отличается от наркотической или алкогольной. Главное отличие, по мнению питерского психолога, – это более «положительный» имидж пристрастия к компьютерным играм. О наркомании и алкоголизме много говорят, подростки, как правило, осведомлены об их неприятных последствиях. В то же время, компьютерная зависимость имеет «ореол креативности», ее последствия не очевидны, социально она не осуждается. Однако, по мнению Панфиловой, именно этот вид подростковой зависимости может преобладать в будущем.

    Почему компьютер так притягивает детей, почему дети становятся зависимыми от компьютерной игры?  Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских наук, заведующим кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко: «Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления». Компьютерная игра сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, то есть фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения…

  Кого воспитывают эти игры? Отвечу: беспринципного эгоцентрика, апатичную, бездумную и асоциальную личность, которая желает только наслаждаться, и не понимает: зачем нужно работать, иметь семью и быть за нее ответственным, зачем защищать свою страну, свой народ. Такие персонажи становятся сегодня массовым явлением в молодежной среде». И далее: «Нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки. Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм» (Кстати, по словам психолога Татьяны Львовны Шишовой, в Москве есть Центр коммуникативных исследований, сотрудники которого занимаются изучением компьютерных игр. Так вот они пришли к выводу, что современные игры преднамеренно моделируют девиантное, деструктивное поведение. Профилактика для детей и подростков начинается, прежде всего, в семье, считает врач Ирина Олейникова. Родители должны проявлять неподдельный интерес к жизни, интересам, проблемам ребенка. Помочь определиться с наклонностями по интересам, организовать для него высокую занятость в спорте, музыке, прочих делах. Как это ни банально, но безделье рождает проблемы, уверена врач.

   Компьютерная зависимость чаще всего наблюдается в семьях, где отсутствует духовная атмосфера, где нет внутреннего мира, но есть недостаток внимания и дефицит любви. Если ребенка в семье не замечают, с ним мало общаются, то он убегает в виртуальную реальность и там получает компенсацию, удовлетворение, признание. Поэтому, чтобы излечиться от этого, необходимы изменения внутри семьи.

    К сожалению, практически все специалисты признают, что защитить сегодня от кибермании наших детей невозможно никаким другим способом, кроме как правильного, целостного воспитания, прежде всего внутри семьи. Именно в семье начинает формироваться тот самый духовный иммунитет, который наиболее полно защищает ребенка от вредных для души современных веяний, отвращает от пустых и греховных занятий. Беда в том, что современная семья, воспитанная на телевизионных программах, не может дать ребенку такого воспитания. А если и сможет, то стоит ребенку выйти на улицу, как он оказывается во власти совершенно иных явлений, чуждых его нравственному состоянию, но навязываемых обществу и принимаемым этим обществом. Авторитет родителей может быть незыблем, однако столкнувшись совершенно с иной жизнью, в которой, оказывается, можно все! ребенок начинает жить по принципу «и нашим, и вашим». Родители, дети которых играют в виртуальные игрушки: пока не поздно, должны обратить самое серьезное внимание на их опасное увлечение, посмотреть, в какие именно игры они играют! И если это окажется какими-то «страшилками», «стрелялками», надо немедленно принимать меры.

   Совершенно ясно, что без помощи государства нам этой задачи не решить. Наше правительство должно оказывать полную и всестороннюю поддержку в воспитании и образовании подрастающего поколения. Эта поддержка заключается не только в финансировании социальных и учебных программ, но и в жестком ограждении населения, особенно молодежи от вредоносных веяний современной жизни – проституции, наркомании, алкоголизма, игромании

Источник: Радонеж, orthomed.u