Работа в классах с углубленным изучением французского языка (мастер-класс по теме Защита природы

Город Клин Московской области


Работа в классах с углубленным изучением французского языка

      На современном этапе развития России, когда сформировались качественно новые взаимоотношения нашей страны с членами мирового сообщества на основе новых политических и социально-экономических реалий, в ней самой создались благоприятные возможности для изучения иностранных языков и их реального использования в общении с представителями других стран. Успешное овладение иностранными языками в настоящее время — это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. Все это заставило наполнить новым содержанием цели обучения иностранному языку в стране и потребовало расширения его функций как учебного предмета с учетом лучшего мирового опыта обучения языкам международного общения и социокультурных особенностей их изучения в новой России. В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранному языку как средству межкультурного общения, как инструменту взаимообогащения народов, стран, континентов, как способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, как способу осмысления себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества. Цели обучения иностранному языку в российских гимназиях, лицеях, школах и классах с углубленным изучением иностранных языков соотносятся с целями обучения иностранным языкам на базовом уровне (см.: Временный Государственный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. — М., 1993). Вместе с тем высокий уровень мотивации учащихся к изучению иностранных языков, уровень их подготовки к говорению и аудированию на иностранном языке и, соответственно, их лингвистической и психологической готовности к общению с людьми, также владеющими иностранными языками, позволяет усложнить цели обучения иностранному языку, расширить их и таким образом приблизить к общеевропейским стандартам.

Основные цели обучения французскому языку как одному из языков международного общения включают в себя следующее:

      1.   Коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовка его к межкультурному общению.
      2.   Обучение школьников технологии изучения иностранных языков и развитие их самообразовательного потенциала для удовлетворения их личностных интересов в изучении иностранного языка в тех или иных сферах общения, областях знания.
      3.   Обучение культуре делопроизводства на иностранном языке.       Первая цель включает:

      —   формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (языковой, речевой, лингвострановедческой, социолингвистической), необходимой для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечений;
      —   развитие культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных, эпистолярных);
      —   формирование у школьников представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, к поиску ненасильственных способов решения противоречий и конфликтов;
      —   ознакомление школьников с культурой стран изучаемого языка, ее связями с ветвями мировой культуры, геополитической и континентальной средой распространения.

  

      Вторая цель направлена:

      —   на обучение технике работы с отечественной и зарубежной справочной литературой;
      —   на обучение способам схематизации коммуникативно-познавательной информации (построение языковых, речевых и коммуникативных алгоритмов, таблиц и схем);
      —   на развитие навыков работы с книгой, аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами;
      —   на обучение обобщению персонального опыта изучения первого иностранного языка для использования его при изучении второго иностранного языка;
      —   на ознакомление с международными тестами по определению уровня владения языком;
      —   на обучение формам самоконтроля эффективности учебной, коммуникативно-познавательной и коммуникативной деятельности на иностранном языке.
      —   на обучение формам самоконтроля эффективности учебной, коммуникативно-познавательной и коммуникативной деятельности на иностранном языке.

      

Третья цель предусматривает:

      —   обучение правилам оформления документов и ведения переписки в соответствии со стандартами, принятыми в странах изучаемого языка;
      —   обучение речевому этикету делового общения;
      —   ознакомление с крупнейшими центрами делового мира в англоязычных странах.

Задачи обучения французскому языку в школах
с углубленным изучением иностранного языка

      1.   Углубление филологических знаний школьников о вариативности французского  языка и особенностях его функционирования  во франкоязычных и других странах.
      2.   Развитие умений вести дискуссию на французском  языке при обсуждении стиля и образа жизни во франкоязычных странах, странах, входящих в Совет Европы (включая Россию), достижений различных стран в поиске решений глобальных проблем человеческой цивилизации.
      3.   Ознакомление школьников с международными требованиями к уровню владения устной и письменной речью на французском языке.
      4.   Развитие культуры умственного труда учащихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации.
      5.   Развитие социокультурной наблюдательности, воссоздающего и творческого воображения, мышления школьников в условиях иноязычного общения.
      6.   Стимулирование школьников к осознанию себя как носителя определенных социокультурных взглядов, как гражданина своей страны, гражданина Европы и члена мирового сообщества.

Очень важно, когда в процессе организации работы в классах с углубленным изучением французского языка учитель и ученики выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, которое обогащает каждую из участвующих сторон. Таким образом, осуществляется переход от авторитарного типа педагогического общения к педагогическому сотрудничеству, в котором учитель помогает учащимся овладевать знаниями, развивать коммуникативные способности и умения, выступает в роли консультанта, участника дискуссий и дебатов, специалиста в области культуры стран изучаемого языка. Развитие школьников средствами иностранных языков способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от их этнической, расовой и социальной принадлежности и вероисповеданий. Оно создает предпосылки для изучения культуры народа — носителя языка международного общения как одной из ветвей мировой культуры, для понимания уровня интеграции западноевропейской и восточноевропейской культур в мировой культуре, общепланетарного смысла культуры для развития человечества.

В классах с углубленным изучением французского языка учителю одновременно интересно и трудно работать. Интересно, потому что с ребятами, мотивированными на изучение языка работать очень хорошо: они готовы на интенсивную работу и поддерживают учителя всегда. В таких классах трудно работать, потому что уровень программы очень высок и, чтобы ребятам было все понятно, учитель должен приложить максимум усилий. В таких классах очень хорошо проходят разные интересные формы работы: круглые столы, дискуссионные клубы, проекты и другие. Хочу рассказать, как мы с ребятами создавали проект по теме «Защита природы», по которому впоследствии был проведен открытый урок.

Из предыстории к уроку (анализ деятельности учащихся и описание применяемых технологий)

В 8 классе мы проходим с ребятами тему «Comment ca va sur la Terre?». На мой взгляд, это одна из самых важных и интересных тем учебной программы. Очень важно донести до ребят, как красива и как хрупка наша планета, насколько важно бережно относиться к нашей природе. Завершающий урок по данной теме хотелось провести так, чтобы, с одной стороны, ребята стали активными участниками его подготовки и проведения, а, с другой стороны, чтобы урок был интересным и запоминающимся.

Я решила воспользоваться технологией проблемного обучения. Мне очень понравилась эта методика ведения урока. Она очень хорошо подходит для работы в классах с углубленным изучением французского языка.Эта технология обеспечивает интеллектуальное развитие ребят, стимулирует творческую активность и познавательную самостоятельность учащихся. Ребята попытались сами сформулировать тему урока. Они захотели связать тему защиты природы в общем масштабе с защитой природы конкретно своего родного города. Решили данный урок провести в форме круглого стола по проблемам защиты природы. Ребята разделились на 3 группы, каждая группа выбрала себе свою тему. Так, первая группа выбрала для себя тему, связанную с загрязнением атмосферы Клина, вторая – загрязнение рек Клина, третья – вырубка и загрязнение лесов Клинского района. Общая тема получилась следующая «La nature est en danger. Qu’est-ce que nous, les jeunes, pouvons faire? » Было решено собрать иллюстративный материал (фотографии) и сделать видео-презентацию по теме урока. Ребята очень загорелись этой идеей. Они сделали большое количество фотографий, которые послужили основой презентации. Конечно же, много фотографий для презентации мы нашли в интернете. Каждая группа представила свое сообщение по теме и выдвинула «докладчика». Я же, со своей стороны, думала над интересным началом урока и выступала в роли консультанта. Неожиданно в поисках интересного начала урока помогли французы из нашего города-побратима Орли. Они периодически присылали мне презентации на самые разные темы. Ребята с удовольствием смотрели и обсуждали эти сюжеты. И на этот раз они прислали презентацию об очень красивом явлении природы у берегов Австралии под названием «Le nuage de gloire du matin». Зрелище просто завораживающее. После этого видео всем было бы ясно, как прекрасна наша Земля, и  ее надо беречь. Эту видео-презентацию я решила использовать в качестве информационного повода для интересного начала урока. Для поддержания интереса учащихся к теме урока я решила также использовать элементы передачи «Времена» Первого канала (была такая передача с ведущим Владимиром Познером). Я решила ввести для участия в уроке так называемую «свежую голову». В роли свежей головы согласилась выступить директор школы (биолог по профессии). Я попросила ее приготовить небольшое и не очень сложное сообщение по теме «Животный мир Клинского района». По моей задумке 2 сильных ученика должны были сразу переводить это сообщение на французский язык. Выступление директора я попросила мне показать заранее. Это нужно было для того, чтобы приготовить карточки со словами, которые могли вызвать затруднения у «переводчиков». Как и ожидалось, рассказ директора вызвал большой интерес у ребят. Понравился им и прием с «переводчиками»: видно было, что они также пытаются все переводить выступление директора.

Урок получился очень интересный, динамичный, насыщенный самыми разными видами работы. Цели и задачи урока были выполнены. Ребята потом еще долго вспоминали все этапы подготовки и проведения этого урока. (видео-презентация к уроку прилагается).